BEAUTIFUL VOICES

ФОЛК, ХАРА И PACЦBET ФЕМИНИЗМА

Большая культурная революция 60-х позволила женщинам выйти на авансцену и проявить свои творческие способности наравне с мужчинами. На рок-сцене в то время уже блистали героини поколения Вудстока – Дженис Джоплин, Грейс Слик, Джоан Баэз. Они сочиняли собственные песни и говорили со сцены о том, о чем считали нужным; их альбомы продавались огромными тиражами, и миллионы поклонников внимали каждому их слову.

Следующее десятилетие стало логическим продолжением тенденции: 70-е в шоу-бизнесе прошли под знаком феминизма. Звезды этой эпохи внесли столь значительный вклад в популярную музыку, и в рок-музыку в том числе, что сегодня являются столь же непререкаемыми авторитетами, сколь и мужчины, творившие в то время. Тогда же граница между рок- и поп-музыкой стала заметнее: поп-музыка (в первую очередь диско) оставалась танцевальной, ритмичной и развлекательной, а рок, впитавший в себя различные влияния – от фолка до классики – стал гораздо более сложным и серьезным.

В 70-е на рок-сцене по-прежнему встречались яркие, запоминающиеся женские голоса, но роль женщин-музыкантов стала гораздо значительнее: тенденция, намеченная в 60-х, продолжила развиваться, и теперь лучшие из них были не просто певицами, но и авторами песен, и инструменталистами. Правда, самых значительных успехов им удалось добиться все же в наиболее легких направлениях рок-музыки — софт- и фолк-роке. Притом коренилось творчество практически всех женщин-рок-звезд 70-х в предыдущем десятилетии: карьеры Shocking Blue, Fleetwood Mac, Джони Митчелл, Линды Ронштадт и других заметных артисток начались в конце 60-х.

МАРИШКА ВЕРЕШ (SHOCKING BLUE)

Кто в России; да и на всем постсоветском пространстве, не помнит «Шизгару»? Не знаю, кто как, а я далеко не сразу поняла, что же за песня под этой самой «Шизгарой» подразумевается. Оказалось, все просто: наши «умельцы» таким образом транскрибировали фразу «she’s got it» из суперхита голландской группы Shocking Blue «Venus». Название и происхождение группы, да и самой песни, тогда знал не каждый, но вот сама «Шизгара» – простенькая, но очень запоминающаяся трехминутная песенка про покорительницу мужских сердец – в 70-е звучала, говорят, чуть ли не в каждом кабаке. Там ее пели, конечно, все, кому не лень, то в оригинальном варианте Shocking Blue звучит» голос одной из самых необычных и ярких певиц на рок- и поп-сцене тех лет – Маришки Вереш.

Маришка Вереш (Mariska Veres) родилась в Гааге 1 октября 1947 года. Ее отец, Лайош Вереш, был из венгерских цыган, мать – немка с французско-русскими корнями. Лайош был скрипачом по профессии, и Маришка с детства привыкала быть на сцене, выступая с отцом то ли в качестве вокалистки, то ли пианистки – здесь данные в разных источниках разнятся. В какой-то момент она решила заняться сольной карьерой, записала пару синглов, а потом стала выступать с различными музыкальными группами, среди которых самой заметной была команда Bumble Bee.

Именно в составе Bumble Bee Маришка пела на одной из клубных вечеринок, когда на нее обратил внимание менеджер молодой группы Shocking Blue. Группа была основана в 1967 году, и уже успела к тому моменту выпустить два сингла, второй из которых даже занял 21 место в голландском Тор-10. После того, как менеджер увидел Вереш на сцене, он убедил основателя группы Робби ван Льюэна заменить ею вокалиста оригинального состава Фреда де Вильде. Маришка, несмотря на половую принадлежность, показалась менеджеру Shocking Blue идеальным дополнением состава, которому так не хватало яркого фронтмена. Вереш была девушкой из разряда «все при ней» – огромные выразительные глаза, густо подведенные черным карандашом для пущего эффекта, высокие скулы, копна длинных черных вьющихся волос (правда, это был парик), соблазнительная фигура, да еще и сильный низкий голос с густым тембром, чем-то напоминающим голос Грейс Слик из Jefferson Airplane в придачу. С такими данными Вереш быстро стала центром внимания публики и одним из секс-символов 60-х — 70-х, а группа Shocking Blue с ней обрела долгожданную известность.

Первый же сингл, записанный с ее участием и выпущенный в 1969 году, разошелся многомиллионным тиражом и принес группе славу и веру в большое будущее. Этим синглом и была песня «Venus». Летом 1969 года песня взлетела на третье место в чартах Нидерландов, а в феврале 1970-го оказалась на первом месте Billboard Hot 100, став, таким образом, первым голландским хитом №1 в США. Успех «Venus» голландцам превзойти так и не удалось, и сегодня многие помнят Shocking Blue как «группу одного хита», однако это не совсем верно. Уже на втором альбоме ‘At Home’ появился еще один хит – «Long and Lonesome Road», а на следующей пластинке – ‘Scorpio’s Dance’ 1970 года – «Send Me a Postcard», «Daemon Lover», «Mighty Joe» и «Hello Darkness».

На родине группы песни Shocking Blue часто крутили по радио, но во всем остальном мире успех был все же недостаточным для того, чтобы можно было причислить команду к «первому эшелону». Третий альбом, незатейливо названный ‘3rd Album’, принес Shocking Blue еще два хита –энергичную акустическую «Shocking You» и акустическую же, но гораздо более спокойную . кантри-песню «Never Marry a Railroad Man», а на пятом альбоме, ‘Inkpot’, появилась «Out of Sight, Out of Mind». Эти песни, а также некоторые другие, оказались довольно успешными в Европе, Азии и Латинской Америке, но в США в чарты пробиться не смогли. Несмотря на то, что Shocking Blue считались полноценной группой, сочинением всего материала занимался с самого начала и до конца основатель коллектива Робби ван Льюэн. Делом всех других участников группы, включая Маришку Вереш, было правильно исполнить написанное. Однако уже в начале 70-х, когда стало ясно, что славы тех же Jefferson Airpljine группе добиться не удастся, Робби подрастерял энтузиазм, начал впадать в депрессию. Это сказалось на атмосфере внутри группы и отношении к ней музыкантов. Первым ушел басист Клаасье Ван Дер Вал, а в 1974 Shocking Blue покинул и сам ван Льюэн. Последним альбомом в дискографии Shocking Blue стал ‘Good Times’ 1974 года, а после его выхода ушла и Маришка Вереш. Без нее продолжать не было смысла, и группа распалась.

Вокалистка в том же году начала сольную карьеру, записала несколько синглов, потом принимала участие в реюнионе Shocking Blue – успешном, но недолгом, – а в 1993 году переключилась на джаз и собрала группу The Shocking Jazz Quintet, С этой группой она записала альбом, но тут подвернулось очередное воссоединение группы, принесшей ей известность – и снова она принимала в нем участие. За несколько лет до смерти Вереш решила вернуться к своим цыганским корням и в 2003 году записала альбом ‘Gipsy Heart’ с ансамблем Андрея Сербана, американского театрального режиссера румынского происхождения. Умерла Маришка Вереш 2 декабря 2006 года, в возрасте 59 лет, от рака. Вспоминая о временах расцвета своей славы в интервью для одного из бельгийских журналов, она говорила: «Я тогда была просто размалеванной куклой. Никто не мог до меня дотянуться. Сегодня я гораздо более открыта…»

Слушать: ‘At Home’ (1969), ‘Scorpio’s Dance’ (1970); «Venus», «Long and Lonesome Road», «Never Marry a Railroad Man», «Send Me a Postcard», «Shocking You», «Out of Sight, Out of Mind».

СТИВИ НИКС (FLEETWOOD MAC)

Если Маришка Вереш была, при всех ее достоинствах, просто исполнительницей, хоть и талантливой и яркой, то американка Стиви Никс, получившая известность как участница группы Fleetwood Mac – одной из величайших рок-групп всех времен – фигура уже совсем иного масштаба. Длинноволосая блондинка с нежным голосом, похожая то ли на хиппи, то ли на ведьму, то ли на цыганку – сходство с последней ей особенно придавал тамбурин, с которым ее часто можно было увидеть на концертах – Стиви Никс стала не только певицей, но и основным автором песен в группе после ухода из нее гитариста Питера Грина. Она была и по-прежнему остается ролевой моделью и источником вдохновения для женщин-музыкантов по всему миру, занимающихся как рок-, так и поп-музыкой; в частности, сильное влияние Стиви Никс можно проследить в вокальной марене и облике Кэндис Найт из Blackmore’s Night. Экспрессия исполнения Никс была так велика, а ее внешний вид был таким специфическим, что в какой-то момент поползли слухи о том, что Стиви – ведьма. Ее всерьез обвиняли в причастности к секте Wicca, практикующей магию, однако Никс, хотя и признавала свой большой интерес ко всему мистическому и готическому, отрицала принадлежность к какой-то одной конкретной организации.

Стиви Никс (Stevie Micks), урожденная Стефани Линн Никс, родилась 26 мая 1948 года в городе Феникс штата Аризона. С детства она проявляла музыкальные способности и любовь к музыке, распевая песни в стиле кантри дуэтом с дедушкой – не слишком удачливым кантри-музыкантом. Стиви тогда было всего четыре года. С раннего детства она начала петь для публики и иногда выступала в таверне, принадлежавшей ее родителям. Тогда же, с детства, за ней и закрепилось прозвище Стиви – девочке было сложно произносить свое полное имя – Стефани. У Никс было счастливое и. спокойное детство, правда, одно неудобство все же было – работа отца требовала частых перемещений по стране, и Стйви за свои детство и юность успела пожить не только в родном Фениксе, но и во многих других городах, включая Лос-Анджелес и Сан-Франциско». Когда ей было шестнадцать, родители подарили ей гитару, и она написала свою первую песню – «I’ve Loved and I’ve Lost, and I’m Sad But Not Blue». В школьные годы, пока она училась в Аркадии (Калифорния), Стиви впервые начала выступать в группе – называлась она Changing Times, но сегодня ее название известно лишь потому, что там когда-то пела Стиви Никс.

На одной из школьных вечеринок в старшей школе города Атертон Никс познакомилась с Линдси Бекингемом, с которым у нее нашлось много общего как в музыкальном, так и в личном плане. Спустя несколько лет Линдси позвонил Никс, чтобы пригласить ее в свою музыкальную группу Fritz, которая пользовалась в то время некоторой известностью и выступала на разогреве у таких звезд как Джими Хендрикс и Дженис Джоплин. Кроме того, Линдси и Стиви учились вместе в университете Сан Хосе, где Никс занималась лингвистикой и межкультурной коммуникацией. Однако стать преподавателем английского ей так и не довелось: в 1968.году они вместе с Линдси бросили учебу и переехали в Лос-Анджелес, чтобы попытать счастья на профессиональной музыкальной сцене. К тому времени музыкантов связывали уже не только дружеские, но и романтические отношения.

После того, как группа Fritz распалась в 1972 году, Бекингем и Никс стали работать дуэтом. Им удалось заинтересовать своим материалом представителей лейбла Polydor, и в 1973 году на этой фирме вышел альбом ‘Buckingham Nicks’. Пара дала серию концертов в поддержку релиза, но все было без толку – альбом успеха не имел, и лейбл Polydor отказался от артистов. Чтобы заработать на жизнь себе и Линдси, который еще к тому моменту не успел оправиться от мононуклеоза, Никс занималась разной работой, в том числе убирала в доме продюсера Кита Олсена. Как Стиви рассказывала в интервью много лет спустя, именно тогда она впервые попробовала кокаин: «Нам сказали, что он хорошо восстанавливает и совершенно не опасен». Особых перспектив паре не светило, и тут им повезло: Олсен как-то прокрутил одну из их песен барабанщику Fleetwood Mac Мику Флитвуду, и тот заинтересовался музыкантами. Линдси и Стиви пригласили присоединиться к группе. Вернее, сперва предложение поступило только Бекингему, но он заявил, что они с Никс работают вместе, и Fleetwood Mac согласились взять их обоих.

В 1975 году вышел альбом ‘Fleetwood Mac’ (не путать с одноименным дебютом 1968 года, также известным как ‘Peter Green’s Fleetwood Mac’) – десятый в дискографии группы и первый, в записи которого приняли участие Бекингем и Никс. Этот альбом стал важной вехой в истории группы и одним из последовательной серии самых хитовых и высоко оцененных критиками релизов Fleetwood Мас. Если ранее основную часть материала сочинял гитарист Питер Грин, то после его ухода из группы расстановка сил изменилась: на ‘Fleetwood Mac’ 1975 года большая часть песен написана женщинами – Стиви Никс и клавишницей Кристин МакВи. Среди главных хитов альбома была песня Никс «Rhiannon», которую Стиви исполняла на концертах с такой экспрессией, что, по словам Мика Флитвуда, этот номер был «почти похож на сеанс экзорцизма» – именно тогда и поползли слухи о ее принадлежности к ведьмовской секте. Другими хитами альбома были «Over My Head» и «Say You Love Me», написанные Кристин МакВи, а также «Monday Morning» Линдси Бекингема.

А за пластинкой 1975 года последовал самый известный, успешный и, по общепринятой версии, самый лучший альбом Fleetwood Mac – ‘Rumors’. Отношения в группе во время записи эпохального альбома были довольно натянутыми: супруги МакВи развелись (Кристин была женой басиста Джона МакВи), роман Бекингема и Никс тоже закончился. Странным образом, альбому это пошло на пользу – эмоции стали хорошей основой для песен. ‘Rumors’ вышел в 1977 году и имел беспрецедентный для Fleetwood Mac успех. Альбом возглавил чарты в Великобритании и США, четыре сингла попали в Топ-10 («Go Your Own Way», «Dreams», «Don’t Stop» и «You Make Loving Fun»), а объем продаж составил 17 миллионов копий. В настоящее время альбом находится на восьмой строчке в списке альбомов-бестселлеров всех времен с официальным общим тиражом в 26,8 миллионов копий; общее же число копий, проданных в мире, по некоторым данным достигает 40 миллионов.

После длинного, тяжелого, но очень прибыльного тура группа отправилась в студию – записывать очередную пластинку. Двойной альбом ‘Tusk’ – в основном детище Линдси Бекингема – хотя и стал мультиплатиновым, но успех ‘Rumors’ повторить не смог. Во многом причина крылась в экспериментальности значительной части материала, отходе от привычных поп-канонов, в рамках которых обычно существовало творчество Fleetwood Mac. Уставшие и разочарованные, Мик Флитвуд, Стиви Никс и Линдси Бекингем по завершении тура в поддержку ‘Tusk’ приступили к записи сольных альбомов, хотя группа официально не распалась. Самым успешным релизом стала пластинка Стиви Никс «Bella Donna», выпущенная в 1981 году: альбом добрался до первой строчки национального чарта, а три композиции с него попали в Топ-20. Две из этих песен были совместными работами – «Stop Draggin’ My Heart Around» с Томом Петти и The Heatbreakers и «Leather and Lace» с Доном Хенли, однако основная часть материала альбома была написана самой Стиви Никс.

В течение 80-х и начала 90-х Стиви Никс продолжала параллельно работать и с Fleetwood Mac, и как сольная артистка. В 1982 году вышел альбом Mac ‘Mirage’, на котором появился еще один хит авторства Стиви Никс – «Gipsy», но в целом альбом оказался средним и не мог сравниться с ‘Rumors’. После его выхода участники, в том числе Никс, снова занялись своими сольными карьерами; Стиви выпустила два довольно успешных альбома – ‘The Wild Heart’ (1983) и ‘Rock a Little’ (1984), а после угодила в реабилитационную клинику: «красивая жизнь», которую обеспечили участникам Fleetwood Mac международная слава и высокие доходы, включала в себя и употребление наркотиков. Никс сперва подсела на кокаин, а затем – на рецептурные медицинские препараты. По окончании лечения Стиви заявила, что больше никогда не будет выступать перед публикой… Поползли слухи о том, что группа Fleetwood Mac, в конце концов, окончательно распалась.

Но это оказался далеко не конец истории: Fleetwood Mac решили прервать длительный творческий отпуск, и Никс не смогла отказаться принять участие в записи нового альбома. ‘Tango In The Night’ вышел в 1987 году, и оказался самым успешным релизом Fleetwood Мас со времен ‘Rumors’, однако после его выхода Линдси Бекингем все-таки покинул группу. Стиви Никс осталась, хотя и продолжала параллельно работать над очередным сольным альбомом. Но, несмотря на все старания, период с 1987 по 1997 год оказался неудачным как для Стиви Никс, так и для Fleetwood Mac: группу преследовали постоянные смены состава, альбомы были неубедительными, да и сольный релиз Никс «The Other Side of the Mirror» тоже оказался так себе, а в год выхода и вовсе получил массу разгромных рецензий.

Дела наладились лишь в 1997-м, когда постепенно вновь собрался «золотой состав» времен ‘Rumors’ – и это притом, что к тому моменту уже было официально объявлено о распаде Fleetwood Mac. В марте 1997 года было сделано заявление о воссоединении легендарной группы. Реюнион, однако, оказался недолгим – Кристин МакВи все же ушла из группы годом спустя, а Никс заявила, что без Кристин она в группе участвовать не будет. И, тем не менее, она осталась, и в 2003 году вышел еще один студийный альбом Fleetwood Mac – ‘Say You Will’. Но на этот раз он действительно был для группы последним… Последним студийным альбомом – но не последней точкой в истории Fleetwood Mac. Группа существует до сих пор, ездит на гастроли и время от времени выпускает концертные записи. И 64-летняя Стиви Никс, все еще немного похожая на ведьму – по-прежнему голос Fleetwood Mac, одной из величайших групп всех времен.

Как сольная артистка, Стиви Никс выпустила со времени выхода ‘The Other Side of the Mirror’ еще три альбома – ‘Street Angel’ (1994), Trouble in Shangri-La’ (2001) и ‘In Your Dreams’ (2011). Два последних оказались вполне достойными и имели успех, а вот ‘Street Angel’ – пожалуй, самый слабый релиз Стиви Никс, хотя на альбоме и есть несколько запоминающихся песен.

Личная же жизнь Никс после расставания с Линдси Бекингемом была гораздо менее успешна, чем ее музыкальная карьера. Замужем она была лишь однажды, притом практически фиктивно и очень недолго: после смерти своей подруги Робин Андерсон Стиви вышла замуж за ее вдовца Кима, чтобы вместе заботиться о сыне Робин. Но, естественно, такой союз долго не протянул, и пара развелась; мальчика же Никс усыновила. Кроме приемного сына, детей у Стиви Никс нет, однако есть две племянницы, племянник и несколько крестников.

О Стиви Никс было написано огромное количество — книг и статей, и ее имя по-прежнему продолжает попадать в заголовки музыкальных новостей в ведущих мировых изданиях. Как участница Fleetwood Mac, она была включена в Зал Славы Рок-н-Ролла в 1998 году в категории «Исполнитель». Вместе с группой и как сольная артистка, Никс дала бесчисленное количество концертов, приняла участие в 33 мировых турах – один из них, 2013 World Tour группы Fleetwood Mac сейчас как раз в процессе. Она выступала перед президентом США Биллом Клинтоном, была восемь раз номинирована на «Грэмми» как сольная артистка и пять – в составе Fleetwood Mac. Все это сделало Стиви Никс одной из величайших женщин в истории рок-музыки. Журнал Rolling Stone назвал ее «Королевой рок-н-ролла» и включил в список величайших певцов всех времен.

Тем не менее, официальной биографии артистки до сих пор не существует. Одно время ходили слухи, что скандальная актриса Линдси Лохан собирается снять биографический фильм о Стиви Никс (разумеется, с собой в главной роли). Но Никс заявила, что она категорически против этой идеи — как это можно выпускать биографический фильм о ней без ее ведома и не консультируясь с ней? И вообще, Линдси Лохан надо бы сначала избавиться от наркотической зависимости и научиться контролировать свою жизнь – тогда она, может быть, согласится с ней что-то обсудить. Что ж, наверное, Линдси стоит взять пример с предполагаемой героини своего фильма.

Слушать: ‘Fleetwood Мас’ (1975), ‘Rumors'{1977), ‘Tusk’ (1979); ‘Bella Donna’, ‘In Your Dreams’ (solo); «Rhiannon»; «Monday Morning», «Dreams», «Say You Love Me», «Tusk».

ДЖОННИ МИТЧЕЛЛ

Карьера канадской певицы, автора песен и художницы Джони Митчелл (Joni Mitchell) длится уже более пяти десятилетий. Она начала свой творческий путь еще в 60-е, и с тех пор не было ни одной декады, в которую она не выпустила бы как минимум один хороший или даже отличный альбом. Во всех возможных списках самых влиятельных артисток в рок- и поп-музыке Джони Митчелл неизменно занимает достойное место, а ее альбом 1971 года ‘Blue’ – признанная классика не только «женского рока», но и рок-музыки вообще, хотя определение «рок» здесь применимо с большой натяжкой; в 2004 году журнал Rolling Stone назвал эту запись одним из 30 величайших альбомов всех времен. Американские журналисты даже идут настолько далеко, что утверждают: «по прошествии некоторого времени Джони Митчелл, вероятно, может быть признана самой значимой и влиятельной артисткой XX столетия». И кто знает – возможно, они правы. Действительно, хотя альбомы Митчелл и не продавались столь же большими тиражами, как записи Дженис Джоплин или Ареты Франклин, никто не отваживался на столь смелые музыкальные эксперименты, как она. Митчелл не придерживалась рамок, принятых в поп-индустрии; начав с традиционного фолк-рока, она со временем исследовала чуть ли, не все смежные территории: джаз, фьюжн, авангард и даже world music. Ее творчество оказало влияние на целую плеяду таких разных женщин-музыкантов, как Крисси Хайнд, Патти Смит, Мадонна, Кортни Лав и многих других. Профессионалы в области звукозаписи также признали достижения Митчелл: лауреатом престижной премии «Грэмми» Джони становилась восемь раз.

Настоящее имя Джони Митчелл – Роберта Джоан Андерсон. Она родилась 7 ноября 1943 года в городе Форт Маклеод канадской провинции Альберта. На ее музыкальный вкус в детстве оказала влияние военная маршевая музыка – ее отец, лейтенант канадских ВВС, был музыкантом-любителем, и дочь часто сопровождала его на маршах, где он играл в ансамбле на трубе, – а также свинг, который отец любил слушать. Кроме того, она с детства научилась ценить классику – музыку Дебюсси, Равеля, Стравинского, Шопена и Бетховена. Мэри Аткинс в книге, посвященной Джони Митчелл (‘Heart of a Prairie Girl’), пишет, что первой записью, на которую певица скопила денег, была «Рапсодия на тему Паганини» Сергея Рахманинова – согласитесь, не самый очевидный выбор для ребенка в то время. Она и сама пробовала учиться игре на фортепиано по классической системе, но ей хотелось играть по слуху, а не по нотам, как там принято, и занятия довольно скоро стали ей неинтересны.

В возрасте девяти лет Джони заболела полиомиелитом и попала в больницу, где и состоялись ее первые «публичные выступления». «Мне сказали, что я могу больше никогда не начать ходить снова, и что я не смогу приехать домой на Рождество. Меня это не устраивало, так что я начала петь рождественские песни, и обычно пела их очень громко. Мальчик с соседней койки обычно жаловался на это — так я и обнаружила, что я бездарность», – рассказывала Митчелл в интервью Кэмерону Кроу в 1979 году. К счастью, Джони вылечили, и она продолжила развивать свои артистические наклонности. Правда, к здоровью своему она относилась крайне беспечно, особенно для человека, который перенес тяжелую болезнь: в девять лет она начала курить. От этой привычки Митчелл так с тех пор и не избавилась, несмотря на то, что журналисты часто писали о том, что курение плохо влияет на ее голос.

Бросив игру на фортепиано, Джони переключилась на гитару: она научилась играть по самоучителю известного фолк-музыканта Пита Сигера, стала выступать в городе на публике, и со временем превратилась в своего человека на местной фолк-сцеие. Тем не менее, Джони еще не рассматривала музыку как возможную профессию: она училась в художественной школе и собиралась рисовать картины. Но со временем передумала. В 20 лет Джони Андерсон бросила школу и отправилась в Торонто, чтобы стать фольк-музыкантом и зарабатывать на жизнь музыкой.

О том, что она исполняла тогда, отзывались как о мрачной минорной музыке. Легенда гласит, что именно по дороге в Торонто – за три дня, проведенных в поезде Джони написала свою первую песню, «Day After Day». В Торонто Джони вышла замуж за фолк-певца Чака Митчелла и стала выступать под именем Джонни Митчелл. Спустя год пара перебралась в Детройт, но вскоре музыканты расстались. Джони какое-то время оставалась в городе, где со временем добилась большого успеха: в прессе отмечали ее выдающиеся способности как автора песен, причем не только как композитора, но главным образом как поэта, а также хвалили ее узнаваемый «дымчатый» тембр (последствия постоянного курения?). Вскоре Митчелл уже давала большие концерты в Нью-Йорке, ее песни стали часто исполнять другие музыканты, а в 1967 году подписала контракт на запись с лейблом Reprise.

Первый альбом, ‘Song to a Seagell’, вышел в 1968 году. Продюсером стал Дэвид Кросби, а весь материал был написан Джони Митчелл. Альбом был концептуальным, во многом вдохновленным классической музыкой, и имел умеренный успех. Но уже следующая запись, альбом 1969 ‘Clouds’, принес ей награду «Грэмми» и вознес ее на вершину славы. Джони Митчелл стала мейнстримовой звездой. На том альбоме, кстати, впервые появилась песня «Both Sides Now» — один из главных хитов Митчелл, который десятилетия спустя войдет в саундтрек популярного кинофильма «Реальная любовь», а в 2010 году будет исполнен Джони на церемонии открытия Олимпийских игр в Ванкувере.

В следующий LP, ‘Ladies of the Canyon’ (1970), вошла песня «Big Yellow Taxi», в которой отразилась озабоченность Митчелл проблемами окружающей среды. «Они заасфальтировали рай и устроили там автостоянку”, – пела Джони с глубоким сожалением своим прекрасным печальным голосом. На этом альбоме она уже начала постепенно отходить от канонов фолк-музыки, экспериментируя с рок- и поп-мотивами. Запись, последовавшая за ‘Ladies of the Canyon’, стала одним из лучших альбомов в истории современной музыки. Это был альбом ‘Blue’. Печальные, поэтичные и до боли искренние истории о любви и потерях, рассказанные в песнях, стали эталоном исповедальной лирики на многие годы вперед.

Казалось бы, была найдена «золотая жила» – но Джони Митчелл решила не разыгрывать удачную комбинацию дважды. Следующий альбом был выдержан уже в джаз-роковой стилистике, а потом свет увидел ‘Court and Spark’ — самый коммерчески успешный релиз Митчелл, идеально сбалансированную смесь из фолка, поп-музыки и джаза. В композициях альбома 1975 года ‘The Hissing of Summer Lawns’ уже прослеживалось заметное влияние авангардного джаза и world music – таким образом, запись предвосхитила массовое увлечение этнической музыкой, которое стало популярным трендом лишь в 80-е. Еще один удачный эксперимент Митчелл – альбом ‘Heijira’, записанный совместно с басистом величайшей джаз-рок группы Weather Report Жако Пасториусом и признанный одним из шедевров 70-х. Название альбома в переводе с арабского примерно означает «путешествие», и это именно то, что представляет собой запись: мистическое путешествие человека по миру и глубинам собственного сознания. Вообще, быстрее будет перечислить неудачные записи Джони Митчелл, нежели удачные: самыми слабыми критики признают альбомы ‘Don Juan’s Reckless Daughter’ 1977-го и ‘Dog Eat Dog’ 1985 годов. Также периодами некоторого творческого спада считается время, когда она была замужем за электронщиком Ларри Клейном, и в ее музыке преобладали синтезаторы и танцевальные ритмы, а также время после начала нового тысячелетия, когда она перестала записывать новые песни. Тем не менее, по оценкам же публики выходит, что Митчелл вообще не выпустила ни одного неудачного альбома – а их в ее дискографии на данный момент девятнадцать, и это только студийных.

В 1997 году Джони Митчелл была включена в Зал Славы Рок-н-Ролла в категории «Исполнитель». Из своих восьми наград «Грэмми» первую она получила в 1969 году, а последнюю — в 2008. Вообще, перечисление полного перечня наград и титулов, которых в разное время удостаивалась Джони Митчелл, заняло бы слишком много места: ее имя есть практически в каждом списке «самых-самы». В 2002 году она стала лауреатом «Грэмми» номинации «Lifetime Achievement»; на церемонии награждения Митчелл была названа одной из наиболее значимых артисток рок-эры, оказавшей огромное влияние на музыкантов, для которых имеют значение разнообразие, воображение и искренность. Пожалуй, именно эти три категории и характеризуют музыку Джони Митчелл наилучшим образом.

О личной жизни Митчелл обычно говорят очень мало. Дело не в том, что там не о чем говорить, – просто творчество ее настолько значимо и выразительно, что обсуждение еще и подробностей личной жизни, вероятно, кажется уже излишним. Тем не менее, известно, что замуж за Чака Митчелла она вышла из-за беременности, хотя ребенок был вовсе не от Чака. После рождения дочери она оставила ребенка в приюте; в пояснительной записке говорилось: «Мать уехала из Канады в США, чтобы сделать карьеру фолк-музыканта» (спустя 32 года Митчелл все же встретилась с дочерью, и та ее даже простила). Так же Джони относилась и к мужчинам: ни для кого из них она не находила достаточно времени и чувств, чтобы позволить им стать любовью ее жизни, хотя среди ее любовников значились очень известные люди – например, Грэм Нэш из The Hollies, который, по его собственному признанию, «боготворил Джони как богиню». Также в числе ее возлюбленных значились практически все участники группы Crosby, Stills and Nash – кроме Стивена Стиллса, у которого, по некоторым свидетельствам, просто был ужасный характер. Впрочем, во времена процветающего феминизма, а тем более в среде рок-музыкантов, Джони Митчелл была уже вовсе не единственной, кто стоил свою личную жизнь таким образом: похожие истории были и у Кэрол Кинг, и у Карли Саймон, и у других женщин-музыкантов. Публику это уже не шокировало так, как раньше.

Слушать: ‘Clouds’, ‘Blue’, ‘Court and Spark’, ‘Hejira’, ‘Travelougue’; «Amelia», «Big Yellow Taxi», «Both Sides Now», «Black Crow», «California», «Raised On Robbery», «Carey».

НЭНСИ И ЭНН УИЛСОН (HEART)

Среди женщин рок-музыкантов 70-х — 80-х одними из наиболее заметных, несомненно, были сестры Нэнси и Энн Уилсон, получившие известность как участницы американской группы Heart. Музыкальные корни Нэнси и Энн уходят в фолк-музыку, и хотя Heart звучали в целом тяжелее тех же Fleetwood Mac и, тем более, Джони Митчелл, фолковое влияние оставалось неизменно заметным в творчестве этой группы. Heart были одной из самых успешных хард-рок-групп 70-х и, наверное, самой успешной хард-рок-группой с ведущим женским вокалом, а сестры Уилсон стали законодательницами трендов и примером для подражания не только в рок-вокале, но и в сценическом облике. Кроме того, Heart – одна из самых коммерчески успешных групп в истории хард-рока: почти в каждой декаде (70-е, 80-е, 90-е и 2010-е) их альбомы попадали в Топ-10-чарта Billboard. И хотя женский голос стал лидирующим в музыке группы Heart не с самого момента ее основания, прославился коллектив именно после прихода сестер Уилсон. Энн и Нэнси Уилсон родились в семье офицера морского флота 19 июня 1950 и 16 марта 1954 годов соответственно. По долгу службы отца семье приходилось довольно часто переезжать: Уилсоны успели пожить в Калифорнии и даже в Таиланде, прежде чем обосноваться, наконец, в городе Сиэттл штата Вашингтон. Конечно, с детства обе сестры проявляли талант и большой интерес к музыке – в основном фолк и поп. Энн Уилсон никогда систематически музыкой не занималась, а вот ее младшая сестра Нэнси училась игре на гитаре и флейте. В 1964 году девочки увидели в телешоу Эда Салливана группу The Beatles, и это изменило их жизнь. «Будто бы небеса разверзлись и молния поразила нас», — вспоминала позднее Нэнси. И в то время как их сверстницам хотелось быть девушками «битлов», сестры Уилсон захотели сами быть «битлами». Они даже создали с подружками «группу» — квартет, который пытался петь четырехголосие, подражая ливерпульской четверке. Когда Энн и Нэнси попали на концерт The Beatles, они не визжали в толпе фанаток – напротив, они на них злились из-за того, что визг мешал им расслышать все тонкости исполнения.

И Энй, и Нэнси в юности попробовали учиться в колледже, но это занятие им быстро наскучило, и они решили попытать счастья на музыкальной сцене. Правда, стили они выбрали несколько разные: Нэнси начала выступать сольно как фолк-певица, Энн же присоединилась к мужской рок-группе White Heart, которая с ее приходом переименовалась в Hocus Pocus. Кстати, Энн Уилсон, как говорят, решила стать музыкантом, чтобы преодолеть недостаток, который сильно ей мешал жить в детстве -заикание… С этой проблемой Энн и впрямь удалось справиться, и когда на прослушивании услышали ее пение, то приняли ее в группу сразу же. А вот дальше история Hocus Pocus, которая со временем превратилась в просто Heart, начала немного напоминать сюжет «мыльной оперы». Дело в том, что в 1974 году в состав взяли и Нэнси, а с момента основания группы в ней играли братья Фишеры – гитаристы Роджер и Майк. У Энн практически сразу же случился роман с Майком, а когда пришла Нэнси, у нее завязались отношения с Роджером. На карьере последнего это сказалось довольно заметно: из гитаристов он вскоре переквалифицировался в звукоинженеры. Ну а сестры Уилсон стали основной движущей силой группы и авторами львиной доли ее композиций. Однако карьера в США у группы не складывалась, и они решили сделать умный ход: переехали в Канаду. Там дела быстро пошли в гору, и в 1976 году Heart выпустили дебютный альбом ‘Dreamboat Annie’, который продавался в Канаде так хорошо, что вскоре был выпущен в Штатах, и в итоге стал там «платиновым». ‘Dreamboat Annie’, на котором появились такие яркие хиты как «Magic Man» (с заметным влиянием прог-рока) и «Crazy On You», до сих пор остается одним из эталонных альбомов группы и одним из лучших хард-рок релизов 70-х. Следующий LP, ‘Little Queen’, продался тиражом более миллиона копий и содержал еще один мощный хит – «Barracuda».

Однако в скором времени удача стала изменять Heart. Оба романа закончились, Роджер Фишер ушел из группы, последовали смены составов и череда не самых лучших альбомов. Важные люди в индустрии уже практически списали группу в утиль, но вдруг, в 1985 году, музыканты совершили резкий рывок: альбом ‘Heart’, выпущенный Capitol Records, разошелся тиражом свыше пяти миллионов копий, а четыре песни с него –»What About Love?», «Never», «These Dreams» и «Nothin at All» – попали в Toп-10, причем «These Dreams» некоторое время возглавляла чарт Billboard Hot 100. С тех пор песни Heart стали регулярно попадать в хит-парады, хотя, по версии критиков, ни один из последующих шести альбомов группы уже не смог достичь уровня ‘Dreamboat Annie’ и ‘Heart’. В начале 90-х сестры Уилсон решили на время отвлечься от группы и организовали акустический сайд-проект The Lovemongers; в Heart же в это время происходила очередная смена состава. Энн и Нэнси ненадолго вернулись к работе с группой в 1995-м, у Heart вышел концертный альбом, а затем группа вновь ушла в довольно затяжной творческий отпуск. Сестры в это время пробовали заниматься сольными карьерами, работали с Lovemongers, Нэнси Уилсон сочиняла музыку для кино и снималась в фильмах своего тогдашнего мужа — известного режиссера, а в прошлом музыкального журналиста Кэмерона Кроу. В частности, оригинальные песни для известной комедии Кроу «Почти знаменит» были написаны именно ею.

Новый студийный альбом Heart ‘Jupiter’s Darling’ вышел лишь в 2004 году. Отзывы о нем были смешанными: кто-то говорил, что это один из лучших альбомов Heart, другие — что работа получилась довольно слабой. Летом 2010-го был выпущен диск ‘Red Velvet Car’; он дебютировал на десятой строчке альбомного чарта Billboard, хотя критики оценили альбом не выше, чем предыдущий релиз группы. После тура в поддержку альбома неугомонные Heart вновь отправились в студию, и в октябре 2012 года появился альбом ‘Fanatic’ – 14-й в дискографии группы. Правда, от оригинального состава остались только сестры Уилсон…

Зал Славы Рок-н-Ролла группу Heart до недавнего времени игнорировал, однако в списке кандидатов на включение в 2011 году она все же появилась – правда, выбрали в итоге все же не ее. В 2013 году Heart номинируют снова. Кстати, на исход голосования теперь могут повлиять и поклонники, поучаствовав в онлайн-опросе на сайте Зала Славы. Ну а в список ста лучших хард-рок-артистов канала VH-1 Heart уже попали – пусть и не на самое почетное, но на вполне достойное 57 место. Возможно, сегодня музыка Heart может показаться слишком мягкой и слишком фолковой для хард-рока, но не стоит забывать, что тогда, когда группа начинала свой путь, стиль этот только зарождался, и группа во главе с Энн и Нэнси Уилсон была в его авангарде.

Более подробно о биографии Энн и Нэнси Уилсон, – а также об истории Heart, можно узнать, прочитав книгу «Kicking and Dreaming: A Story ot Heart, Soul and Rock & Roll», которая была написана самими сестрами Уилсон в соавторстве с Чарльзом Кроссом и вышла в прошлом году. В ней, в частности, Энн Уилсон чуть ли не впервые рассказывает о своей борьбе с алкоголизмом и наркотиками — проблемами, о существовании которых по прошествии лет и на фоне музыкальных и коммерческих досстижений Heart многие уже подзабыли…

Слушать: ‘Dreamboat Annie’ (1976), ‘Little Queen’ (1977), ‘Heart’ (1985). ‘Fanatic’ (2012), ‘Strange Euphoria’ (box set); “All Wanna Do Is Make Love to You”, “Dreamboat Annie”, “Little Queen”, “Magic Man”, «Never», ‘These Dreams’.

Like this post? Please share to your friends: